МНЕ ОЧЕНЬ ПОВЕЗЛО С РАБОТОЙ (В.М.Пигузова)

В.М.Пигузова

Не знаю, почему так получилось, что именно мне предложили заниматься изучением влияния "вечной мерзлоты" на подземный сток? Возможно потому, что я много рассказывала про Арктику и Антарктиду, так как один из моих братьев постоянно "зимовал" то в Арктике на льдине, то в Антарктиде. С 1960 года под научным руководством профессора МГУ Б.И.Куделина составлялась карта подземного стока СССР м-ба 1:5 000 000, где я отвечала за территорию распространения криолитозоны. Работали совместно гидрогеологи ВСЕГИНГЕО, МГУ и лаборатория подземного стока Государственного гидрологического института (Ленинград).

В 1962 году я впервые побывала в Якутске. Мне было поручено доложить результаты наших работ по составлению карты перед якутскими специалистами из Института мерзлотоведения. Было это зимой. Автобус из города доходил только до Сайсар, шла застройка микрорайона Лермонтова-200. Деревянное в то время здание института мне очень понравилось, оно напоминало старинную усадьбу. Встретились мне милейшие люди. Елена Михайловна Войтковская, референт директора, радушно, приветливо мне объяснила, где кого найти. Актовый зал (позднее кафе "Талик") был открыт; там, где теперь буфетная стойка, была сцена.

Изучая особенности подземного стока, для территории распространения ММП, очень слабо изученной как в гидрогеологическом, так и в гидрологическом отношении, мы пришли к выводу, что можно рассчитывать его через наледи, образованные подземными водами. Наледи, наледи и все, все о них. Целыми днями "не вылезала" я из Публичной библиотеки в Ленинграде. Познакомилась с Наталией Георгиевной Дмитриевой, она работала тогда в Москве, где мы - ленинградцы постоянно бывали. Работа над картой всех нас ленинградцев, москвичей, очень сдружила. Естественные ресурсы подземных вод Союза рассчитывали мы,- "куделинцы", эксплуатационные ресурсы - группа под руководством доктора Н.И.Плотникова. Совещания проводили всегда вместе.

На 1963 год я составила программу наблюдений за режимом наледей Южной Якутии. Здесь и состоялось мое первое знакомство с наледью. От пос.Чульман на попутной машине мы (отряд из 4-х человек) по АЯМу добрались почти до истока р.Амнунакты (притока р.Чульман) и пошли маршрутом по долине. Июнь месяц, тьма комаров, кочкарник, никаких тропинок и, вдруг встретили оленей! Это чудо какое-то! А затем увидели воочию первую наледь! Сразу все повеселели, "лизали" наледь, фотографировали, измеряли, отбирали пробы. Нужно было пройти по долине до пос.Омули. Недалеко от него в долине Амнунакты была база отряда "мерзлотников" под руководством Владимира Романовича Алексеева. Наледи, источники...- рюкзаки потяжелели от проб... С нами штанга, рейка, вертушка, термометры! Прыгали с кочку на кочку.

Каюр, когда мы встретили оленей, кое-как объяснил нам, что: "...раз, раз и скоро поселок, бар". Идем, идем, а его нет и нет. А всего-то было 13 км! В отряд к "мерзлотникам" пришли усталые, голодные. Впоследствии В.Р.Алексеев сочинил поэму о том, как мы появились в лагере у них. Помнятся такие строки... "...И только Валя, что бежала среди болот всегда в карьер, она как-будто не устала, дробила камнем букву "эр...". Мерзлотники - сотрудники Алданской мерзлотной станции института, очень нам помогли: выделили палатки, давали иногда машину. "...Нам вспоминается, как вы дрова в тайгу таскали..." Это их ужасно всегда смешило, что мы, уходя в маршруты, брали с собой колышки для палатки.

Наша база была в Чульмане. Там стояла экспедиция МГУ, которая проводила гидрогеологическую съемку. Наш "летучий" отряд успевал всюду. Мы обследовали наледи и источники района. Но не забывали и Чульманский клуб, где на танцах я познакомились с сотрудником ИМЗ Юрой Буденным, который измерял температуру на Угольном. Начальником Алданской НИМС был тогда Б.И.Кореннов и когда я улетала из Чульмана в Якутск, он попросил доставить батарейки в Институт мерзлотоведения геофизику Павлу Евгеньевичу Дубровину.

Институт мерзлотоведения в Якутске располагался тогда уже в новом здании. Я познакомилась с Павлом Ивановичем Мельниковым. Он очень радушно, тепло, расспрашивал о нашей работе, подарил книгу, по которой защищал докторскую диссертацию, с автографом.

В феврале 1964 года я и гидрогеологи из ВСЕГИНГЕО З.Г.Устинова и Г.В.Соловьева приехали в Институт мерзлотоведения. Я докладывала наш вариант Карты подземного стока территории распространения многолетнемерзлых пород. Актовый зал института был полон, а в первом ряду сидели П.И.Мельников и Н.В.Черский. Были также геологи и сотрудники гидрометеослужбы. Надюша Индолева и Октавий Несторович Толстихин напоили нас кофе. Василий Афанасьевич Прокопенко, начальник ЯУГМС, попросил меня на следующий день выступить в клубе ГИМЕИНа.

Летом 1964 года мы опять были в Южной Якутии, прошли маршрутом по долине р.Верхней Нерюнгри. Тогда еще была сделана только вскрыша каменноугольного месторождения. Интересные были встречи с В.Курило, Володей Белецким, Сашей Чижовым, Ольгой Павловой, Ниной Труш, Мариной Всеволжской и многими другими гидрогеологами, мерзлотоведами, геофизиками из Москвы и Якутска.

Мне очень повезло с работой. Наледями я просто бредила. И это победило. Военкомат в Ленинграде отправлял меня в Польшу на военный аэродром как офицера запаса, а О.Н.Толстихин был в это время в ГГИ, то есть в марте 1965 года. Ну, а уже в апреле я была в Якутске и числилась научным сотрудником Института мерзлотоведения СО АН СССР.

Был чудесный коллектив и интереснейшая работа. Приняли меня прекрасно! Ирина Валерьяновна Протасьева срочно стала помогать мне готовиться к сдаче экзамена по мерзлотоведению для поступления в аспирантуру. Жила я сначала в гостинице (теперь это здравпункт). Мария Кузьминична Гаврилова, будучи в месткоме, настояла, чтобы мне дали комнату. Первый мой дом - это дом N6. В нем жили Лукины, Иванов Н.С., позднее Соловьев П.А., а затем Катасонов Е.М. с Елизаветой Григорьевной. Жили очень дружно. Вокруг была красота!

Работали все с энтузиазмом, творчески. Хорошо трудились и интересно отдыхали! Да, на нашей любимой "Мерзлотке" тогда было очень хорошо! Пили ледовую воду, ухаживали за территорией, всюду были разбиты площадки волейбольные и для игры в бадминтон. Сколько мы посадили деревьев!! А какая перед институтом была клумба - гордость Хен-Ге-Вена! Затем мечта П.И.Мельникова - мамонт, фонтан - воплотилась, благодаря таланту Льва Адонина, в реальность. И вот сегодня это уже достопримечательность нашего города!!!

В 1995 году исполнилось 30 лет с момента начала моей работы в Институте. Много было очень интересных событий за такой огромный срок, много интереснейших людей повстречалось. Обо всем невозможно написать: понадобилась бы целая книга впечатлений. Экспедиции, командировки, вертолеты, самолеты, катера...- все было.

В 1995 году нашей лаборатории подземных вод тоже исполнилось 30 лет! За это время, выполнен огромный комплекс работ! Это талики и изучение возможностей их использования для водоснабжения. Это исследование наледей, процессов конденсации, составление гидрогеологической карты ЯАССР, написание монографии "Гидрогеология СССР", т.ХХ, ЯАССР, составление Карты мерзлотно-гидрогеологического районирования Восточной Сибири и соответствующей монографии. Это и "алмазная" эпопея и криопэги, защиты 3-х кандидатских и 2-х докторских диссертаций, изучение надмерзлотных вод, составление Карта надмерзлотных вод Республики Саха (Якутия) и т.д. Меняются заведующие лабораторией: ушел в ЯГУ О.Н.Толстихин - первый зав. нашей лаборатории, уехал В.В.Климочкин (вышел на пенсию), перешел в ЯГУ В.В.Шепелев. Наступила пора "матриархата".

До 1989 года заведующей лабораторией была Нина Петровна Анисимова, а с 1989 года "настала очередь моя". В лаборатории постоянно менялся состав, сейчас остались ветераны и "сторожилы". В своих воспоминаниях многие, наверняка, вспомнят конференции, которые проводил наш институт, награждение его Орденом Трудового Красного Знамени и объединенное торжество - 10 лет Институту, замечательную победу ветеранов на этом празднике, когда, благодаря Н.П.Анисимовой и Р.М.Каменскому, с блеском исполнившим мексиканский танец, молодежь вынуждена была уступить - победа в КВН осталась за ветеранами.

А разве забудется, как коллектив Института и, в частности, наша лаборатория провели II Международную конференцию. Мы подготовили Путеводитель по источникам Центральной Якутии, разработали маршруты. Участники МКМ остались очень довольны. Много прекрасных отзывов и благодарностей получили и мы. Что касается трудов МКМ (шла подготовка докладов к публикации), то здесь мне хочется несколько теплых слов сказать о Иннокентии Николаевиче Вотякове. Какой был прекрасный человек и отличный специалист, мы вместе с ним редактировали доклады по инженерному профилю.

Вот началась эпопея БАМа, и опять весь институт включился дружно в выполнение этих работ и наша лаборатория в обязательном порядке. А там и полевые работы совместно с геофизиками на правобережных источниках, с базой на источнике Ерюю.

Кроме работы научной, была еще и общественная. Много моих сил и времени затрачено на нее: женсовет (работа с детьми), первичная организация общества "Знание", Республиканский научно-методический совет по распространению геолого-географичских знаний, производственный сектор месткома, секретарь первичной партийной организации института, председательство в совете общественности микрорайона и т.п. Много было очень полезного сделано, нужного и для коллектива института и для микрорайона, для города, республики. Наши лекторские группы выезжали в самые отдаленные уголки, пропагандировали, прежде всего, нашу науку и ее достижения.

Как бы не сложилась дальнейшая моя жизнь, но период работы в Институте мерзлотоведения в г.Якутске всегда будет моим светлым и приятным воспоминанием.