АРКТИЧЕСКАЯ ЭПОПЕЯ АДМИРАЛА А.В. КОЛЧАКА
М. К. Гаврилова






В 2009 г. исполнилось 135 лет со дня рождения выдающегося исследователя Арктики А.В. Колчака, познавшего великую славу и великое бесславие [1].

Александр Васильевич Колчак родился 4 (10) ноября 1874 года в г. Санкт-Петербурге. Начальное воспитание Александр получил под руководством отца и матери. Мальчик с раннего возраста пристрастился к книгам. Начитавшись историй о морских баталиях и героизме русских моряков, он грезил морем. Отец понял это и в 1888 г. подал прошение о приеме сына в Морской кадетский корпус.

Александр отличался в учебе и закончил училище в 1894 г. гардемарином, получив премию имени адмирала П.И. Рикорда, героя русско-турецкой войны. По воспоминаниям учащихся корпуса, Колчак пользовался неизменным уважением, и уже тогда в нем просматривался лидер. Затем он служил на Балтийском флоте, был произведен в мичманы (первый офицерский чин с правом ношения золотых погон) и отправлен в дальнее путешествие на крейсерах через Суэцкий канал во Владивосток. Во время плавания он по своей инициативе проводил гидрологические исследования, наблюдая температуру, течения и плотность морской воды. По возвращении в Кронштадт молодой моряк (ему было 19 лет) опубликовал свою первую научную работу [2].

Конец XIX в. ознаменовался для России активным освоением Севера. По инициативе адмирала С.О. Макарова в Англии был построен ледокол «Ермак», прибытие которого в Кронштадт в 1899 г. взволновало общественность. Александр Васильевич пытался попасть в команду, но опоздал.

В 1900 г. должна была отправиться в Арктику Первая русская полярная экспедиция под руководством Э.В. Толля. Колчак хотел войти в ее состав, но получил отказ. Дважды потерпев неудачу, он решил пойти добровольцем на англо-бурскую войну на стороне буров и доехал до Греции. Однако руководство Императорской академии наук обратило внимание на опубликованную статью Колчака в «Записках по гидрографии», и президент академии великий князь Константин Константинович Романов рекомендовал включить его в состав экспедиции Э.В. Толля.

Получив вызов, Колчак вернулся в Санкт-Петербург и был зачислен научным сотрудником в академию наук. Ему вменялись в обязанность топографические и гидрологические работы, геохимические, теплофизические, магнитные и другие исследования, для чего он был определен на стажировку в Главную физическую обсерваторию, а затем отправлен в командировку в Норвегию, где жил знаменитый исследователь Арктики Фритьоф Нансен.

Нансен пребывал в зените славы после удачного 3-годового плавания на «Фраме» в Северном Ледовитом океане. Он тепло встретил Александра Васильевича, одобрил план исследований, посоветовал обратить внимание на явление «мертвой воды» при слиянии приустьевой пресной воды с морской. Говорил, что в экспедиции необходимо беречь себя, так как потерять в Арктике жизнь легче, чем выронить монету из дырявого кармана. В 1898 г. Ф. Нансен приехал в Санкт-Петербург, где в Русском географическом обществе встретился с участниками экспедиции Э.В. Толля и дал ряд полезных советов.

План проведения Первой русской полярной экспедицией научных исследований Арктики был такой: в течение трех лет, пройдя относительно известные западные регионы Арктики, дойти до Новосибирских островов, изучить восточную часть русской Арктики, найти легендарную Землю Санникова и, возможно, открыть новые острова, затем пройти Беринговым проливом до Владивостока. Основной целью экспедиции было проведение научных исследований, а не достижение широтных рекордов.

Отряд на шхуне «Заря» был относительно небольшим – всего 13 человек, том числе: барон Э.В. Толль ? начальник экспедиции, геолог, участник арктических плаваний 1885 - 1886 и 1893 годов [3]; лейтенант флота Н.Н. Коломийцев – командир шхуны; лейтенант флота Ф.А. Матисен – картограф, минералог, фотограф; лейтенант флота А.В. Колчак, который должен был проводить гидрологические, гидрохимические, географические, магнитные и другие исследования; представитель зоологического музея Императорской академии наук А.А. Бялыницкий-Буруля – зоолог и фотограф; к.ф-м.н. Ф.Г. Зееберг – астроном и магнитолог; доктор медицины Г.Э. Вальтер – врач, бактериолог, зоолог; Н.А. Бегичев ? боцман.

20 мая 1900 г. шхуна «Заря» прибыла из Норвегии в Санкт-Петербург и на следующий день покинула город на Неве. Обогнув Скандинавский полуостров, шхуна вошла в арктические воды. В Екатерининской гавани (Александровск - г. Полярный Мурманской области) взяли на борт 60 ездовых собак, 40 из которых прибыли из Западной Сибири, а 20 - из далекой Якутии. Последние проделали путь в 12 тыс. км от Усть-Янска через Верхоянск, Якутск, Иркутск и Москву. Их сопровождали казак Степан Расторгуев и усть-янский мещанин Петр Стрижев, которых зачислили в состав «Зари» вместо выбывших матросов.

В пути велись гидрометеорологические наблюдения. Лейтенант Ф.А. Матисен делал метеорологические замеры, А.В. Колчак проводил гидрологические и другие исследования. Отбирались также пробы воды на химический анализ. С момента отхода из Екатерининской гавани (1 августа) и по 15 сентября 1900 г. Колчак провел наблюдения на 32 станциях, находящихся в открытом море и на якорных стоянках у берегов. Было отобрано около 100 образцов воды и грунта, проведено 65 анализов морской воды на содержание хлора, по которым делался расчет ее солености [4].

После прохода Карского моря дорогу преградили льды. 1 октября 1900 г. Толль объявил зимовку в Таймырском заливе. Была организована стационарная площадка на о. Наблюдений с магнитным павильоном, метеорологическими и гидрологическими установками, а также со снежными домиками для исследовательского персонала. Особое внимание уделялось наблюдениям за приливно-отливными уровнями воды. По наблюдениям Колчака, пресная вода, стекая с поверхности под лед и соприкасаясь с холодной морской водой, быстро замерзает, образуя прослойку пресного льда [5].

Поручив помощникам режимные наблюдения, Толль и Колчак с двумя матросами отправились на нартах на топографическую съемку полуострова, проделав 500 км. Через 28 дней основная работа была закончена. Матросы вернулись на «Зарю». Мечтой Колчака являлось достижение самой северной точки материка Евразии ? мыса Челюскин. Однако путешественники попали в сильнейшую пургу, заблудились и только на 13 день вышли к кораблю. Спасли их рассудительность и правильный ориентир Колчака. В знак благодарности Толль решил назвать один из островов у берегов Таймыра островом Колчака (68 - 70о с.ш.) (в советское время он был переименован в о. Расторгуева).

Весной 1901 г. А.В. Колчак и Петр Стрижев отправились на обследование о. Бельковского и близлежащих островов. Они обнаружили безымянный скальный остров, который Колчак назвал в честь своего спутника-каюра островом Стрижева. Помимо геологических обследований, А.В. Колчак проводил гляциологические и мерзлотоведческие работы. Он продолжал классифицировать разновидности льда и дал определение понятия «стамуха» (поморское название), вошедшее впоследствии в мировую литературу. Это ? севшие на мель морские льды, на которые затем нагромождаются льды осеннего и зимнего ледолома. Такие образования можно принять за землю. Обнаружены участки «дымящейся» воды, покрытые только «салом» и «блинчатым льдом».

На о. Фаддевском Колчак впервые обнаружил ископаемый лед и байджарахи (якутское название) – верные признаки развития процессов промерзания и протаивания горных пород. Остров сложен глинистыми четвертичными отложениями, уходящими под воду. Это было большой находкой, давшей ответ на дискуссионный вопрос: имеется ли под водой «вечная мерзлота»? Одни исследователи считали, что это невозможно вследствие отепляющего воздействия океана. Другие предполагали, что такое явление может существовать в результате опускания материка и островов под воду. Но доказательств не было.

А.В. Колчак решил исследовать этот вопрос. Он прощупал грунты вдоль берега и обнаружил их мерзлое состояние. Это было свидетельством того, что промерзание происходит и под водой при температуре - 1,4о С. Вдоль берега о. Бельковского на протяжении 20 км грунты промерзли на глубину 15 см. По предположению А.В. Колчака, толщина слоя промерзших грунтов под водой может быть от нескольких сантиметров до 1 м при мощности льда до 25 см. Таким образом, он был первым исследователем, доказавшим, что в суровых условиях Арктики промерзание горных пород происходит и под водой.

12 августа 1901 г., после 11-месячной стоянки в Таймырском заливе, «Заря» двинулась дальше. К счастью, якутское прибережье оказалось заселенным более плотно, чем таймырское. Здесь жили эвены, юкагиры, якуты и русские – осевшие поморы. Населенные пункты были такие: Усть-Оленск, Булун, Усть-Янск, Казачье и др. Не очень далеко располагался Верхоянск. Барон Э.В. Толль, несмотря на аристократическое происхождение, охотно общался с «инородцами», приглашал их на работу в качестве переводчиков и проводников. Особенно теплые отношения и взаимопонимание сложились у него с эвеном Василием Протодьяконовым (Джергели) [6]. Мест-ное население снабжало экспедицию мясом, рыбой, дичью и другими продуктами.

Связавшись с политссыльными К.А. Воллосовичем, О.Ф. Ционглинским и М.И. Брусневым, Э.В. Толль попросил их помочь в организации продовольственных баз на пути следования экспедиции, а геолога Константина Алексеевича Воллосовича пригласил на шхуну для обработки материала.

Летом 1901 г. обследовать удалось лишь западное побережье Новосибирских островов. Далее было сплошное ледовое поле. Пришлось вернуться назад и зазимовать в Нерпичьей губе о. Котельного. К тому же требовался некоторый ремонт шхуны.

В составе отряда произошли некоторые изменения. После простуды и сердечного приступа 3 января 1902 г. за рабочим столом скончался доктор Вальтер, проводивший и метеорологические наблюдения. Из г. Якутска пригласили политссыльного врача В.Н. Катин-Ярцева после согласия на то министра внутренних дел России. Владимир Николаевич вел интересный дневник и в пути, и работая в экспедиции [7].

Во время стоянки в Нерпичьей губе исследователи разделились на несколько маршрутных партий и пригласили местных проводников. Зоолог А.А. Бялыницкий-Бируля решил провести несколько месяцев с зимовкой на о. Новая Сибирь до прихода «Зари» в следующую навигацию. А. В. Колчак отправлялся на изучение о. Котельного и о. Бунге, проводя топографические и другие работы.

Э.В. Толль был увлечен поисками так называемой Земли Санникова, которую видел, как считалось, Яков Санников ? усть-янский купец-промышленник, русский, но хорошо говоривший по-якутски. Яков Федорович открыл ряд островов Новосибирского архипелага: Столбовой, Феддеевский, Новая Сибирь, Бельковский и др. Находясь на о. Бенетта в ясный солнечный день, он увидел севернее Новосибирских островов вдали какие-то острова в виде двух холмов, которые являлись ему еще два раза. Однако подступа к ним не было из-за льдов. На протяжении 100 лет Земля Санникова будоражила умы полярных исследователей, но никто не мог представить доказательств ее существования. Барон Э.В. Толль поклялся во что бы то ни стало найти Землю Санникова и получил даже спонсорскую поддержку, которую надо было оправдывать. Некоторые исследователи считали, что за землю было принято скопление стамух, которое затем исчезло. Однако Толль был убежден в существовании Земли Санникова [8] и считал, что главным препятствием ее достижения является Сибирская полынья, которая не замерзала и при температуре ?30о С. Площадь открытой воды в ней и ее положение определялись направлением преобладающих ветров. Южные ветры отгоняли дрейфующие льды к северу, а при северных ветрах образовывались нагромождения льда. Колчак предполагал, что имеет значение и рельеф дна.

Приближалось время завершения работ (1903 г.). Толь решил отправить А.В. Колчака с отчетом в Санкт-Петербург. Он договорился с фирмой купчихи А.И. Громовой, имевшей пароход «Лена», о встрече «Зари» в устье р. Лены и доставке Колчака в Якутск. Сам Толь с астрономом Ф.Г. Зеебергом и двумя проводниками - эвеном Николаем Протодьяконовым (по прозвищу Омук-неякут) и его зятем якутом Василием Гороховым (по прозвищу Чычах-птичка) - 5 июня 1902 г. направился на о. Бенетта, оттуда - на поиски Земли Санникова 8 ноября. Через шесть месяцев шхуна должна была забрать их.

В навигацию 1902 г. А.В. Колчак провел последние наблюдения на организованных им гидролого-зоологических станциях-стоянках. Продолжались работы по отбору проб воды и грунта, делались замеры температуры на поверхности и по глубине, с помощью драги «проскребалось» дно и вылавливалась всевозможная океаническая живность: раковины, звезды, медузы, актинии и др. Однажды наткнулись на «скалистый остров» стамух высотой около 17 м.

10 сентября отправились на шлюпке в Быковскую протоку на поиски парохода «Лена». При двухметровой осадке «Лена» часто садилась на мель, а осадка «Зари» достигала 4,88 м. Надо было искать для шхуны удобную швартовку. Такое место (глубина около 6 м) обнаружилось в устье р. Сого за небольшим островом, который Колчак назвал о. Бруснева. Начался перенос с «Зари» на «Лену» наиболее ценного оборудования, ящиков с геологическими образцами, добытого из открытых пластов угля, что позволяло пароходу дойти до конечного пункта, и др.

В сентябре 1902 г. Колчак, Матисен и часть команды отплыли на «Лене» до Якутска. По дороге захватили промышленников и рыбаков, которые работали на фирму Громовой. На Крайнем Севере уже началась зима, поэтому приходилось пробиваться сквозь шугу, а в Якутске была еще осень. В октябре 1902 г. прибыли в этот город, однако навигация уже завершилась, и добраться до Иркутска можно было только по зимнику.

Будучи в Булуне, договорились с ссыльным поселенцем М.И. Брусневым о поддержании возможной связи с бароном Э.В. Толлем и А.А. Бялыницким-Бирулей. В случае их задержки он должен был отправиться на шести нартах навстречу путешественникам.

После установления санного пути по р. Лене участники экспедиции отбыли в Иркутск, далее поездом в Санкт-Петербург, куда прибыли 2 декабря 1902 г. Александр Васильевич остановился у отца, посетил сестру и встретился со своей невестой Софьей Фёдоровной Омировой.

9 декабря на комиссии Императорской академии наук Матисен и Колчак сделали подробное сообщение о работах полярной экспедиции. Вестей о Толле не было. Об этом с тревогой напомнил друг Э.В. Толля эвен Джергели. Через месяц на уровне президента академии К.К. Романова уже стоял вопрос об организации спасательной экспедиции на о. Бенетта. Предполагалось пробиться к нему на шхуне «Заря» или на лодках-байдарках. Был вызван Ф.А. Матисен, ставший к тому времени командиром «Зари». Но он отказался, ссылаясь на то, что корабль уже износился и не дойдет до пункта назначения. Великий князь был недоволен ответом. Оставалась только одна возможность - байдарочный поход. А.В. Колчак выразил готовность двинуться на поиски барона Э.В. Толля. Он выехал на Мезень, так как слышал, что на своих судах местные добытчики тюленей доходили даже до Шпицбергена. Но оказалось, что их лодки слишком тяжелы. Решено было воспользоваться норвежским китобойным снаряжением, находившимся на «Заре». В попутчики Колчак выбрал четырех крепких молодых людей. В Иркутске и Якутске к ним присоединились Расторгуев, Огрин, матрос Железников, боцман Н. Бегичев и знаток Севера консерватор Якутского музея П.В. Оленин.

В Иркутске, куда они прибыли в конце февраля 1903 г., А.В. Колчак сделал доклад в Восточно-Сибирском отделении Географического общества «О современном положении русской Полярной экспедиции». Выразив надежду, что Э.В. Толль сам расскажет о своих приключениях, Александр Васильевич поехал в Якутск, откуда проследовал в Верхоянск и Усть-Янск. Путь предстоял через местность Аджергайдах к мысу Святой Нос, далее - пролив Дмитрия Лаптева, о. Большой Ляховский, о. Малый Ляховский, пролив Санникова, Мыс Медвежий, о. Котельный, Земля Бунге, о. Фаддеевский, пролив Благовещенский, о. Новая Сибирь, мыс Преображения и, наконец, о. Беннетта. Необходимо было преодолеть путь более 1000 км.

Спасательная бригада собралась в начальном пункте арктического маршрута Аджергайдахе. 18 мая 17 человек отправились на нартах через Абеляхскую губу к первому пункту - мысу Святой Нос. На двух нартах, которые тянули 30 собак, стоял вельбот. Дорога была тяжелая, и люди помогали собакам. Местами приходилось вырубать дорогу через непроходимые торосы.

Добравшись до о. Котельного, в Михайловом стане Воллосовича спасательная экспедиция разделась на две партии. Одна двинулась к северо-западу, вторая - на юго-запад. Часть людей и собак отправили обратно. Колчак решил остаться до навигации, чтобы на вельботе дойти до о. Бенетта и провести кое-какие наблюдения. Он и здесь обнаружил погребенные льды с пресной водой, сохранившиеся несмотря на трансгрессию моря.

21 июля 1903 г. попытались выйти в маршрут, но проход оказался закрытым льдами. Пришлось затаскивать вельбот на лед и тащить его волоком до открытой воды. На о. Новая Сибирь отряд Колчака встретился с Брусневым, который оставался там на случай возвращения Толля. Здесь обнаружили следы пребывания барона. К деревянному столбу была прикреплена консервная банка с надписью «Для писем». Внутри нее лежало послание Толля с перечнем того, что оставлено (в том числе геологическая коллекция), и стояла дата - 11 июля 1902 г.

На мысе Эммы нашли три бутылки, пролежавшие более года: две с записками Толля и одна - Зееберга, на которых стояли даты 25 июля, 14 сентября и 26 октября 1902 г. В них сообщалось о благополучном прибытии на байдарках и о намерении построить дом. Исследователи решили, видимо, зазимовать, не дождавшись «Зари». Однако следов подготовки к строительству не было. Пройдя по схеме, указанной в записке Зееберга, Колчак обнаружил в заброшенной поварне последние записи Толля. Это был отчет на имя президента Императорской академии наук на двух языках (русском и немецком), перечень оставленных инструментов и записка: «Прошли благополучно на двух байдарках оставшиеся 23 км до острова Бенетта… Отправляемся сегодня на юг. Продуктов имеем на 14 - 20 дней. Все здоровы. Э. Толль. Губа Павла Кёппена острова Беннетта. 26.X - 8.XI 1902 г.» [9, 10].

Удрученный безуспешными поисками барона Э.В. Толля и его спутников, А.В. Колчак высадился на материк 14 декабря 1903 г. в районе Казачьего и вдруг видит … навстречу ему идет невеста Софья Фёдоровна Омирова. И тут герой Арктики упал в обморок.

О приезде С.Ф. Омировой в Усть-Янск отмечено в нескольких источниках. Сын Ростислав Александрович Колчак пишет: «Будучи невестой, в 1903 году, когда адмирал Александр Васильевич был в полярной экспедиции, она решила к нему поехать, и одна, девушкой 26 лет, проехала с Капри в Усть-Янск. Для того времени это было довольно удивительно. Возвращалась на собаках и на оленях из Верхоянска, Якутска и Иркутска вместе со своим женихом» [11].

8 февраля 1904 г. Александр Васильевич Колчак прибыл в Якутск. В этом городе он трижды останавливался на «Даче Стрелова» (в районе автобусной остановки «ГИМЕИН»): в первый раз после возвращения из Полярной экспедиции в 1902 г., а затем в 1903 и 1904 гг., т.е. до и после поисков экспедиции Толя. Этот дом сгорел 3 июня 2000 г.

По прибытии в Якутск Колчак узнал о начале Русско-японской войны и послал в академию наук телеграмму с просьбой направить его на фронт. Александр Васильевич спешно составил предварительный отчет спасательной экспедиции и подал представление к награждению участников экспедиции, в том числе и «инородцев» [12]. Завершить оставшиеся дела он поручил якутскому жителю П.В. Оленину.

В Иркутске Александр Васильевич сыграл свадьбу, шафером на которую был приглашен Н.А. Бегичев. Из Петербурга приехал отец В.И. Колчак. В качестве свадебного подарка жених назвал именем невесты один из открытых им остров в группе Новосибирских.

22 марта 1904 г. Колчак вместе с Бегичевым выехал в Порт-Артур. Он принял участие в нескольких морских и сухопутных операциях, а также в обороне крепости. Александр Васильевич был награжден орденом Св. Анны IV степени за сторожевую службу и охрану прохода в Порт-Артур и орденом Св. Станислава II степени с вручением золотого георгиевского оружия - сабли с надписью «За храбрость». Однако 3 января 1905 г. крепость пала. Колчак был ранен, но больше всего его мучил суставной ревматизм - следствие переохлаждения в Арктике. Он попал в плен. Японцы отнеслись к нему благосклонно, поместили в Порт-Артуре в госпиталь до апреля 1905 г., затем отправили в Нагасаки. Японское правительство разрешило больным и раненым вернуться в Россию через Америку.

В Санкт-Петербург Колчак прибыл совершенным инвалидом. Ему предоставили четырехмесячный отпуск для лечения на водах. С осени 1905 г. по май 1906 г. он работал в академии наук, приводя в порядок материалы наблюдений и составляя отчет по двум экспедициям. Александр Васильевич подготовил к печати капитальную монографию «Лед Карского и Сибирского морей», которая была издана в 1909 г. [13]. В этой работе, объемом 169 стр. с приложением 11 таблиц и 24 фотографий различных форм льда, 11 глав:

1. Замерзание морской воды в бухтах и на плесах, свободных от присутствия старого льда.

2. Замерзание морской воды и образование ледяного покрова в открытых местах.

3. Взламывание ледяного покрова и образование торосов в период осеннего замерзания моря.

4. Снежный покров на ледяной поверхности моря.

5. Береговой припай и его развитие в зависимости от конфигурации берега, рельефа дна и образования стоячих торосов или стамух.

6. Явления, связанные с колебанием уровня моря при приливе и отливе.

7. Ледяной покров во время зимы.

8. Таяние ледяного покрова.

9. Вскрытие моря и разрушение подвижного ледяного покрова, образующего развитый ледяной припай.

10. Ледяной покров после вскрытия моря.

11. Арктический пак и полынья.

В монографии обобщены результаты наблюдений вдоль берегов Таймыра и Новосибирских островов. Автор установил отличие строения льда Карского и Сибирских морей, что объяснялось различием глубины и скорости течения в этих морях. Направление основных течений во всем полярном бассейне он определил по движению арктического пака, которое происходит по растянутому эллипсу: вдоль европейско-азиатского сектора с востока на запад, а вдоль гренландско-американского сектора - с запада на восток. Самыми ледовитыми, по его мнению, являются моря Чукотское и Бофорта. Он утверждал, что ледовая обстановка в значительной степени зависит от общих физико-географических условий, глубины, рельефа дна, климатических особенностей, в частности, «розы ветров».

Колчак предложил модель четырехэтапного формирования морского льда: кристаллы – ледяная каша (ледяное сало) - смерзание отдельных участков (блинчатый лед) – ледяная поверхность – формирование сплошного льда.

Императорское русское географическое общество отметило подвиг А.В. Колчака Большой золотой Константиновской медалью (1906), после чего его стали величать Колчак-Полярный. В дальнейшем Александр Васильевич работал по двум направлениям – в Генеральном штабе (балтийский отдел) и при Главном гидрографическом управлении. Северный Ледовитый океан продолжал манить его. Возникла идея применения комбинации арктических судов. Одно пробивает путь во льдах пушками, а другое несет на борту все гидрографическое, гидрологическое и другое оборудование для исследований. Так возник проект строительства ледокольных судов «Таймыр» (командир Ф.П. Матисен) и «Вайгач» (командир А.В. Колчак). Александр Васильевич ушел из Генерального штаба, чтобы отслеживать работы по строительству ледоколов на Невском судостроительном заводе, которое завершилось в 1909 г. Экспедиция отправилась к Берингову проливу через Дальний Восток, чтобы летом 1910 г. начать работы в Арктическом бассейне. По дороге капитан Колчак проводил все необходимые замеры.

Осенью 1909 г. пришла телеграмма-вызов в морской Генеральный штаб. Ему предстояла работа на Балтике, в Минной дивизии и на Черноморском флоте. Он прошел путь от капитана до адмирала (1916 г.). В год свержения царя (1917) А.В. Колчак вынужден был принять присягу Временному правительству.

В дальнейшем он оказался в водовороте гражданской войны. Попав в Америку по минным делам, а затем через Японию и Харбин в Омск, он был объявлен военным и морским министром Сибири и Урала, а затем Верховным правителем России (с 18 ноября 1918 г. по 4 января 1920 г.). Ошибка Колчака состояла в том, что он установил в Сибири и на Урале жесточайшую диктатуру, чем вызвал недовольство широких слоев населения: мелких собственников, разночинцев и даже меньшевиков и эсеров. В результате летнего наступления Красной Армии (1919 г.) группировка колчаковских войск за два месяца была разгромлена. Адмирал был схвачен под Иркутском в поезде, шедшем во Владивосток. На допросе он много рассказывал о своей арктической эпопее. 7 февраля 1920 г. А.В. Колчак был расстрелян у д. Ушаковки на притоке р. Ангары. Говорят, он принял смерть достойно. Сейчас на месте его расстрела стоит большой крест.

Жена А.В. Колчака, Софья Фёдоровна Колчак, в апреле 1919 г. выехала за границу - в Бухарест и далее в Париж. Умерла она в 1956 г. Сын Ростислав жил в Париже у матери, а в последние годы в США.

В настоящее время стоит вопрос об увековечивании имени А.В. Колчака как арктического исследователя, посвятившего 15 лет своей жизни Арктике. Первый обелиск с именем А.В. Колчака был поставлен в музейном зале Морского кадетского корпуса [14].

Почти 100 лет находится под запретом эпохальная монография Александра Васильевича Колчака «Лед Карского и Сибирского морей» (1909 г.). Другие опубликованные работы А.В. Колчака нигде не упоминаются. Известно, что А.И. Солженицын в беседе с президентом России В.В. Путиным назвал Столыпина и Колчака самыми великими деятелями России [1].

Примечание. В статье использованы иллюстрации из книги В.В. Синюкова «Александр Васильевич Колчак как исследователь Арктики».

Литература

1. Синюков В.В. Александр Васильевич Колчак как исследователь Арктики. – М.: Наука, 2000. – 326 с.

2. Колчак А.В. Наблюдения над поверхностными температурами и удельными весами морской воды, произведенными на крейсерах «Рюрик» и «Крейсер» с мая 1897 г. по март 1898 // Записки по гидрографии. - СПб., 1899. - Вып. XX. - С. 95?113.

3. Толль Э.В. Очерк геологии Новосибирских островов и важнейшие задачи исследования полярных стран // Зап. Имп. АН. Физ.-мат. отд. - СПб., 1899. - Сер. VIII. - Т. IX, № 1. - С. 1?20.

4. Колчак А.В. Отчет о гидрологических работах, произведенных в навигацию 1900 г. // Изв. Имп. АН. - СПб., 1901. - Приложения. Сер. V. - Т. XV, № 4. - С. 361 - 364.

5. Колчак А.В. Отчет по гидрологическим работам, произведенным в течение первой зимовки в навигацию 1901 г. - Изв. Имп. АН. - СПб., 1902. - Приложения. Т. XVI, № 5. - С. 221?223.

6. Мостахов С.Е. Сподвижники путешественников и исследователей. - Якутск, Якуткнигоиздат, 1966. - 212 с.

7. Катин-Ярцев В.Н. На Крайний Север. В русской полярной экспедиции барона Э.В. Толля // Мир Божий. - 1904. - № 1 - 4. - С. 33-104; 55-68; 90-110; 124-146 и 99-111.

8. Петров П.А. О так называемой полярной истерии // Сборник научных работ Якутской республиканской больницы. - Якутск: Якуткнигоиздат, 1960. - Вып. VII. - С. 42?47.

9. Толль Э.В. Телеграмма Председателю комиссии для снаряжения РПЭ академику Шмидту // Изв. Имп. АН - СПб., 1902. - Сер. V. - Т. XVI, № 5. - С. 249.

10. Толь Э.В. Позднейшие телеграммы начальника экспедиции на имя Августейшего президента Имп. Академии наук // Изв. Имп. АН. - СПб., 1902. - Сер. V. - Т. XVI, № 5. - С. 50-51.

11. Колчак Р.А. Вместо послесловия // В. Максимов. Избранное. Заглянуть в бездну. Приложение. - М.: Терра, 1994. - С. 177-198.

12. Колчак А.В. Предварительный отчет начальника экспедиции на Землю Бенетта для оказания помощи барону Толлю. - СПб.: Изд. Имп. АН, 1904. - Т. XX, № 5. - С. 149-157.

13. Колчак А.В. Лед Карского и Северного морей. - Зап. Имп. АН. - СПб., 1909. Физ.-мат. отд. Сер. VIII. - Т. 26, № 1. - С. 169.

14. Роткевич Е. Открыт памятник адмиралу Колчаку // Известия, 18 апреля 2002 г.


Первая страница (c) 2001


Яндекс.Метрика