ТРАНСКОНТИНЕНТАЛЬ
И. В. Климовский






Идея трансконтинентальной железной дороги Сибирь – Аляска родилась в декабре 1905 г., ее автор – французский инженер Лойл де Лобель. В этом же году глава крупного французского международного синдиката обратился к правительству царской России с просьбой предоставить концессию на строительство железной дороги между азиатским и американским континентами. Председатель Совета Министров России граф С.В. Витте весьма положительно отнесся к идее строительства такой магистрали.

Однако к ее реализации Россия приступила лишь в конце тридцатых годов. Советское правительство начало строить самую северную по тем временам дорогу в направлении Салехард – Норильск силами заключенных ГУЛАГа. Во время второй мировой войны прокладка железнодорожного пути была прекращена. Построенная часть магистрали сейчас носит название «мертвая дорога».

В середине 90-х годов ХХ века ученые, политические деятели и представители финансово-деловых кругов многих стран вернулись к обсуждению отдельных аспектов данной весьма дерзкой идеи. Этому в известной степени способствовало потепление международного климата, ликвидация «железного занавеса» и политико-экономические преобразования в нашей стране, ставшей за годы перестройки государством с новым статусом.

Лидером немногочисленной группы ученых-энтузиастов, активно вынашивающих планы реализации проекта строительства межконтинентальной железной дороги и тоннеля через Берингов пролив «Трансконтиненталь», стал академик П.И. Мельников. Более 50 лет своей жизни Павел Иванович Мельников прожил в Якутии, был создателем и директором первого в Сибири института, занимающегося проблемами вечной мерзлоты. Он прекрасно понимал трудности завоза необходимых материалов и товаров в Якутию, ратовал не только за обеспечение, но и устойчивое развитие северных территорий. Именно его международный авторитет, а также многочисленные личные связи позволили уже на начальном этапе определить направления основных усилий, выявить приоритетные задачи, установить состав заинтересованных стран, ведомств, фирм и научных коллективов. Многие трудности пришлось преодолеть Павлу Ивановичу, чтобы добиться полноправного членства России на международном уровне в обсуждении готовящегося проекта и его проработке.

В 1992 г. в Вашингтоне прошла международная конференция по строительству тоннеля через Берингов пролив и трансконтинентальной железной дороги Северная Америка – Евразия. В процессе подготовки конференции П.И. Мельников установил деловые контакты с рядом предпринимателей и специалистов США. Это позволило оценить степень их заинтересованности и определиться с мероприятиями, которые способствовали бы оперативному осуществлению намечаемого проекта.

Полученная информация и результаты обмена мнениями легли в основу подготовки письма в Правительство РФ, в котором, в частности, П.И. Мельников писал: «В феврале этого года у меня состоялась встреча с Президентом американской международной инженерно-технологической фирмы Джорджем Коумолом, который предложил принять участие в совместном решении проблемы строительства тоннеля через Берингов пролив и трансконтинентальных дорог. 28 - 30 мая с.г. в Вашингтоне будет проходить конференция по этому вопросу, на которую приглашено 1000 участников от промышленности. Для России строительство трансконтинентальной железной дороги и автомагистрали имеет огромное народнохозяйственное значение. Мы считаем, что трасса дороги должна пройти в высоких широтах Сибири, т.к. это сократит протяженность дороги между Европой и Америкой более чем на тысячу километров. Дорога пройдет по территории Крайнего Севера России, где сосредоточены крупнейшие месторождения полезных ископаемых (Якутия, Красноярский край, Томская, Магаданская, Омская и Тюменская области). Дорога будет перевозить всевозможные грузы из Европы в Америку, т.к. это самый короткий путь. Со строительством железной дороги начнется быстрое освоение природных ресурсов нашего необъятного Северного края… Наша страна имеет крупные коллективы научно-технических работников, владеющих методами и технологиями строительства в сложных условиях Крайнего Севера (район вечной мерзлоты), и поэтому мы могли бы принять активное участие в решении этой сложной проблемы. Для этого потребуется принципиальное согласие Правительства России, что позволит нам вести дальнейшие переговоры с американской фирмой об условиях нашего участия в строительстве».

В это же время П.И. Мельников отправил следующее письмо на имя Д. Коумола: «…Вы знаете, что наша страна владеет очень большим потенциалом ученых и специалистов, работающих на Крайнем Севере… Обдумывая в целом проблему строительства тоннеля через Берингов пролив, который соединит наши континенты и позволит использовать богатейшие природные ресурсы Крайнего Севера, я пришел к выводу, что в связи с этим откроется круглогодичный транспортный путь от Европы до Америки и отпадет необходимость в эксплуатации Северного морского пути. Параллельно с проектированием тоннеля надо одновременно организовать инженерные изыскания под строительство железной и автомобильной дорог как в нашей стране, так и на Аляске. Эти работы мы можем организовать силами специалистов нашей страны широким фронтом и выполнить их в короткий срок. Территория Крайнего Севера очень и очень сложная в геокриологическом отношении из-за широкого распространения подземных льдов и других криогенных явлений. Поэтому после детального изучения всех имеющихся материалов следует определить несколько вариантов трассы изысканий. Безусловно должны быть использованы аэро- и космические снимки. Нами будут учтены все недостатки и ошибки строительства БАМ. Мы можем взять на себя и проектирование дорог. Вдоль дороги возникнут населенные пункты и в местах разработок полезных ископаемых. Опыт строительства крупных городов на Севере у нас огромный (Норильск, Якутск, Воркута, Мирный, Нерюнгри и др.). Я считаю, что эту большую работу мы можем вести от имени Вашей фирмы и, возможно, финансироваться Вами. Все перечисленные работы обойдутся Вам дешевле и будут выполнены в короткий срок на высоком научно-инженерном уровне…».

Кроме этого, к началу конференции российской стороной был подготовлен проект программы в общую концепцию международной корпорации.

Главным итогом состоявшейся конференции явилось создание международного консорциума «Трансконтиненталь» (Международная железная дорога и тоннель через Берингов пролив – IBSTRG) во главе с президентом Д. Коумолом. В число его учредителей с российской стороны вошли Российская академия наук, Российская инженерная академия, ассоциация «Фундаментпроект» и «Гидропроект». Это событие явилось мощным толчком к активному сотрудничеству ученых, инженеров, экономистов и политиков многих стран Северного полушария, особенно Тихоокеанского региона. Ратуя за достойное присутствие России в работах консорциума, Павел Иванович неоднократно подчеркивал: «Очевидно, потребуется привлечение наиболее авторитетных научно-исследовательских и специализированных организаций…Мы уже имеем деловые контакты с такими организациями, и число их будет увеличиваться. Активное участие в реализации проекта должны принять административные регионы, заинтересованные в строительстве…».

«Трансконтиненталь» стал последним «детищем» П.И. Мельникова, которым он занимался до конца своей жизни. С колоссальной энергией он отдается организационной работе (вспомним, каким трудным было начало 90-х годов для нашей страны: разрушена экономика, разорваны производственные, научные, транспортные и другие связи). Павел Иванович определяет круг ведомств, специалисты которых могли бы быть полезными в разработке наиболее важных проблем, обосновывает важнейшие задачи и объединяет их в отдельные конкретные блоки, восстанавливает ранее хорошо отлаженные связи и личные контакты.

Менее чем через два месяца кропотливая организационная работа была завершена, и 1.09.1992 г. издан приказ о создании в Российском отделении консорциума Научно-технического и экспертно-консультативного совета для проведения оперативной научно-организационной работы по проблеме «Межконтинентальная железная дорога и тоннель через Берингов пролив». Председателем Совета был назначен П.И. Мельников, директором консорциума – В.Н. Разбегин, ученым секретарем – Р.В. Максимяк. В состав совета вошли высококвалифицированные специалисты, представляющие научную и промышленно-производственную элиту России.

Усилия ученых увенчались успехом. Правительство РФ официально аккредитовало Российское отделение консорциума. 19 октября 1992 г. Комитет по иностранным инвестициям при Министерстве финансов РФ выдал (за № 2) «Разрешение на открытие в России представительства корпорации «Межконтинентальный тоннель через Берингов пролив».

12 – 16 января 1993 г. в Москве прошло 1-е рабочее совещание Российского отделения «Трансконтиненталь». В списке приглашенных с российской стороны были 120 специалистов из 70 научных, проектных, производственных организаций, академики, директора ведущих научных и отраслевых институтов, профессора, экономисты, гидротехники, землеустроители, экологи, а также представители министерств, государственных комитетов, администраций ряда регионов, зарубежные партнеры и специалисты.

В период подготовки этого форума в адрес многих научных и научно-производственных организаций, а также руководителям региональных администраций были отправлены письма, в которых, кроме приглашения на совещание, включены организационные вопросы, требующие неотложных решений.

Из письма П.И. Мельникова Председателю СО РАН В.А. Коптюгу, в частности, говорилось: «…Руководимое Вами Сибирское отделение РАН на протяжении ряда лет проводило комплексные исследования по программе “Сибирь” и обладает ценными материалами для экономического обоснования необходимости строительства железной дороги от Чукотки на запад через Магаданскую область, Саха-Якутскую республику, Красноярский край, Иркутскую, Тюменскую, Новосибирскую и Тюменскую области, где сосредоточены огромные природные ресурсы. Второе направление Якутск – Китай. Прошу Вас поручить Институту экономики и организации производства (Новосибирск) и Институту экономики комплексного освоения природных ресурсов Севера (Якутский научный центр СО РАН) подготовить экономическое обоснование необходимости и целесообразности строительства межконтинентальной железной дороги по указанным направлениям. На основании этого рекомендовать два-три оптимальных варианта трасс железных дорог…».

В письме Президенту Республики Саха (Якутия) М.Е. Николаеву Павел Иванович писал: «…В Соединенных Штатах Америки в июле 1992 года создана корпорация «Межконтинентальный тоннель через Берингов пролив и строительство железных дорог». В Российской Федерации открыто представительство этой корпорации… Предусмотрено строительство Межконтинентальной железнодорожной магистрали Аляска – Европа. В нашей стране железная дорога должна пройти по северу Сибири. Первая очередь дороги намечается в направлении п.Уэлен – Магадан – Якутск – ст. БАМ (Восточно-Сибирская магистраль) и далее в Китайскую Народную Республику. Этот вариант трассы позволит организовать первоочередные железнодорожные перевозки на Аляску, в Канаду и Мексику. Вторая очередь строительства планируется от Якутска на запад по оптимальному варианту трассы с полным учетом требований Республики Саха (Якутия). К разработке этой глобальной проблемы намечается привлечь несколько министерств РФ, коммерческие банки, руководителей администраций областей и краев, по которым пройдет трасса, и научные организации. Предполагается, что финансирование намечаемых работ будет осуществляться этими организациями. Корпорация США обещает выделять валютные ассигнования. Прошу Вас дать прин-ципиальное согласие на строительство железной дороги по территории Республики Саха (Якутия) и выделить руководителя Республики для включения его в состав Российского представительства корпорации США».

В преддверии совещания в редакции журнала «Основания, фундаменты и механика грунтов» состоялся круглый стол по проблеме «Межконтинентальная железная дорога и тоннель через Берингов пролив». Проведение этих подготовительных мероприятий дало возможность определить круг академических институтов и советов, которые необходимо было привлечь к решению данного вопроса и получить от них программные предложения. В результате детальные и обоснованные соображения в сравнительно короткий срок были получены от ряда ведущих институтов РАН.

В целом 1993 г. был годом наиболее напряженной работы П.И. Мельникова и возглавляемого им научно-технического и экспертно-консультативного совета Российского отделения консорциума «Трансконтиненталь». Были разработаны программы отдельных направлений, подготовлены документы для оформления лицензии на право самостоятельной деятельности, проекты межправительственных договоров, предложения в Постановление Правительства Российской Федерации с приложением «Общая концепция проекта трансконтинентальной железной дороги и тоннеля через Берингов пролив».

К сожалению, частая смена председателей и членов Правительства РФ в 1992 – 1993 гг. и чрезвычайные финансовые трудности в стране не позволили довести до логического завершения начатое большое дело. Правительство РФ в то время не приняло еще постановления, а в 1994 г. ушел из жизни П.И. Мельников. Несмотря на это, работа консорциума по реализации проекта была продолжена.

За прошедшие годы, по свидетельству В.Н. Разбегина - директора Российского представительства консорциума, был проведен целый ряд важнейших мероприятий:

– проект обсуждался на крупных международных конференциях (Анкоридж, 1994; Новосибирск, 1995), а также на конференции ООН по глобальным проектам в Барселоне, по морским тоннелям в Норвегии и в Москве, по проблемам Арктики в Финляндии, по проблемам Арктических побережий в Магадане и др.;

– международная неправительственная организация «Северный Форум», объединяющая администрации Северных регионов мира, включила Проект в число приоритетных программ, принято обращение к главам государств России, США и Канады о подписании специального правительственного соглашения по проекту;

– проект включен в состав приоритетных программ Комитета по сотрудничеству стран Азиатско-Тихоокеанского региона;

– 18 – 20 марта 1996 г. в Анкоридже (Аляска) прошло совещание рабочей группы по сотрудничеству «Российский Дальний Восток - Западное побережье США» в рамках межправительственной комиссии Гор - Черномырдин, на котором было рекомендовано поддержать программу исследований по проекту, как «имеющему большой потенциал…»;

– продолжаются переговоры с Европейским Банком Реконструкции и Развития (ЕБРР) и достигнута предварительная договоренность с руководством Мирового банка о выделении исследовательского гранта для финансирования программы исследований по проекту;

– штат Аляска принял специальное постановление о резервировании земель под трассу будущей дороги;

– достигнута договоренность о поэтапном создании Международного акционерного общества для проведения исследований, разработки и реализации проекта.

Соответствующие исследования показали, что в случае успешного решения определенного круга юридических вопросов, получения необходимой государственной поддержки, закрепленной специальными международными соглашениями, создаваемое общество могло бы стать одним из наиболее динамично развивающихся и привлекательных для инвесторов не только на российском, но и на мировом рынке.

Комментируя положение дел, Виктор Николаевич особо отметил, что, к сожалению, большая часть этих возможностей не может быть в настоящее время реализована из-за отсутствия официальной поддержки идеи проведения исследований по проекту со стороны органов государственной власти Российской Федерации. Так, выделенные отдельной строкой в федеральном бюджете США на 1995 г., а затем и на 1996 г. 10 млн. долларов на программу исследований остались по этой причине невостребованными. В 1997 г. в бюджетной комиссии Сената США обсуждался вопрос о выделении 5 - 7 млн. долларов в течение 1998 г., но также с обязательным условием наличия, если не Межправительственного соглашения, то, по крайней мере, Постановления (Распоряжения) Правительства или Президента РФ, поддерживающих проведение исследований. Соответствующее обращение в Правительство РФ было подготовлено и согласовано с заинтересованными министерствами, ведомствами и администрациями регионов. Проект неоднократно рассматривался официальными лицами на правительственном уровне. Однако несмотря на общее положительное отношение, необходимого политического решения до сих пор нет, как нет и практических шагов по поддержке проекта. Кроме этого, В.Н. Разбегин подчеркнул, что скорейшее принятие высшими инстанциями решений по проекту, по крайней мере, в части проведения необходимых комплексных технико-экономических исследований и проработок, а также практических мер по его поддержке, отвечало бы государственным интересам нашей страны как с геополитической, так и социально-экономической точек зрения.


Первая страница (c) 2001


Яндекс.Метрика