НАУКА, СЛОВО, ОБРАЗ
(вместо предисловия)
В. В. Шепелёв






Наука является важнейшей составляющей культуры, поэтому имеет тесную связь с другими её компонентами и, прежде всего, с литературой и искусством. Безусловно, что наука – это более достоверная система представлений о природе, технике, человеке, человеческих отношениях и о мире в целом. Она оперирует огромным багажом накопленных знаний, выявляет на основе этого и проводимых новых наблюдений и экспериментов сущностные свойства различных явлений, процессов и их связи, имеет свои методы исследований, свой понятийный аппарат, свой язык и т.д. И тем не менее науку объединяет с литературой и искусством очень многое. Учёному, также как и писателю, поэту, музыканту, живописцу, артисту, скульптору, архитектору необходимы наблюдательность, воображение, интуиция, озарение и фантазия, поскольку основу их деятельности составляет творческий процесс. Как говорил в свое время выдающийся российский естествоиспытатель, врач и педагог Н.И. Пирогов «всё высокое и прекрасное в нашей жизни, науке, ис­кус­стве создано умом с помощью фантазии, и многое – фантазиею при помощи ума».

Наука, литература и искусство, безусловно, обогащают друг друга. Так, если в науке объекты и предметы исследований превращаются в мысль через понятия (законы, постулаты, аксиомы, принципы и т.п.), то в литературе и искусстве мысль превращается в художественные объекты и предметы через слово, образ, звуки и т.д. В то же время наука также использует, например, слово, образность, графику для обоснования, доказательства и объяснения своих результатов и их отражения в научных книгах, статьях, докладах . Следовательно, правильнее говорить не о связи, а о взаимосвязи науки с литературой и искусством. Подобная взаимосвязь как бы подпитывает в целом культуру, определяя характер её развития и масштабность влияния на человека и общество. Из истории извест­но немало примеров, когда отдельные произведения литературы и искусства давали ощутимый импульс развитию науки и значительно повышали её престиж в обществе. Имеются и обратные примеры, когда крупные достижения науки являлись толчком для всплеска новаторских идей в художественном творчестве. В отрыве от литературы и ис­кус­ства наука превращается в изолированную систему. Лишаясь эмоциональной и нравственной подпитки со стороны других элементов культуры, она теряет свою притягательность для молодёжи, становится непрестижной в обществе, снижает свою эффективность и продуктивность. С другой стороны, литература и искусство, разрывая взаимосвязь с наукой, постепенно скатываются к профанации, вульгаризации, развлекательности, теряя свою созидающую предназначенность. Всё это может привести, в конечном счёте, к кризису культуры, общества и человека, к нарушению его гармонии с природой, со своим внутренним духовным миром.

Конкретные формы взаимосвязи науки, литературы и искусства весьма разнообразны. Это, прежде всего, развитие таких областей знания как культуроведение, литературоведение, искусствоведение, эстетика, этика и др., создание научно-художественных, научно-фантастических, научно-популярных, научно-биографических и научно-исторических произведений (книг, журналов, сборников), проведение научно-познавательных семинаров и лекций, передач и программ на радио, телевидении и т.д. Сюда же следует отнести увлеченность учёных прозой, поэзией, живописью, музыкой, театром, поскольку это эмоционально вооружает, духовно и нравственно обогащает исследователя, развивает образность его мышления, способность владения словом.

Степень взаимосвязи науки с другими элементами культуры зависит, безусловно, от специфики той или иной отрасли знания. В одних случаях она может быть достаточно высока, в других проявляться несколько слабее, но, тем не менее, должна присутствовать в любой науке.

В геокриологии (мерзлотоведении) подобная взаимосвязь выражена очень сильно. Объяснить это можно спецификой и относительной молодостью данной науки, сформировавшейся в качестве самостоятельной отрасли знания лишь в 30-х годах ХХ века. Объектом исследования геокриологической науки является криолитозона (вечная мерз­лота), занимающая около 25% суши нашей планеты и почти 65% территории России. Масштабность объекта исследований, его высокая динамичность и существенное влияние на рельеф, почвы, растительность, горные породы, поверхностные и подземные воды, а также на жизнедеятельность человека, устойчивость инженерных сооружений и т.д., вызывают у людей, активно занимающихся геокриологической наукой, формирование особого восприятия природы и её зависимости от человека, смысловых координат жизни, своего отношения к таким общим категориям, как время, пространство, миропонимание. Одно из стихотворений, помещенных в данной книге, например, начинается так:


О мирозданье бьется человек,
Он весь во власти поисков и странствий,
Он взор пытливый устремляет вверх,
Где всё смешалось – время и пространство.
А мы свой взор стремим всё больше вниз,
Где лёд сковал пространство – время в камень,
Следы эпох прошедших Север-сфинкс
Оставил нам в наследство иль на память.

Формирование подобных восприятий связано и с экспедиционными полевыми работами, которые являются одним из основных методов геокриологической науки, учитывая масштабность объекта ее исследований. За плечами почти каждого из авторов данной книги сотни и тысячи километров экспедиционных маршрутов, пройденных чаще всего пешком, реже – на лошадях или оленях, учитывая бездорожье и безлюдность огромных северных сибирских просторов. Общение с первозданной природой даёт очень многое не только в научном плане, но и для формирования личности исследователя, его нравственных качеств, для понимания истинных ценностей жизни. Ведь в природе всё нравственно, гармонично и совершенно. Своим примером она как бы подсказывает людям, как должно развиваться человеческое общество, чтобы не навредить ни себе, ни окружающему миру, и как правильно оценивать свою предназначенность в жизни.

Настоящее издание посвящено 50-летнему юбилею Института мерзлотоведения им. П.И. Мельникова СО РАН – уникального научного учреждения, занимающегося комплексным изучением криолитозоны и проблемами её освоения. Обособленность академического городка якутских мерзлотоведов, расположенного в окрестностях г. Якутска, способствовала формированию общих интересов, увлечений, традиций и особой творческой атмосферы в коллективе. В институте, например, до недавнего времени действовали различные кружки и клубы по интересам, проводились тематические литературные вечера, организовывались встречи с приезжающими в Якутск известными писателями, поэтами, музыкантами и артистами. Стенная газета института «Якутский мерзлотовед» являлась своеобразным трибуном, реагирующим на все научные, производственные, социально-политические и жилищно-бытовые проблемы. В ней помещались обзорные итоговые статьи, интервью, результаты опроса по тем или иным актуальным вопросам, а также стихи, рассказы, очерки сотрудников и другие материалы. Она неоднократно становилась победителем городских конкурсов по стенной печати.

Некоторые сотрудники института серьёзно увлекались литературой, живописью, музыкой, театром и даже скульптурой. Так, скульптурные портреты выдающихся учёных, поэтов, писателей, артистов, выполненные к.т.н. Н.А. Вельминой, экспонировались на всесоюзных и международных выставках. В 1973 г. своими силами и по собственному проекту в институте была создана уникальная скульптура мамонта – символа вечной мерз­лоты, установленная в институтском сквере. Данная скульптура получилась настолько профессиональной, удачной и самобытной, что стала визитной карточкой не только института, но и г. Якутска, и республики.

Необходимо отметить, что традиции тесного взаимодействия геокриологической науки с литературой и искусством были заложены ещё её основателями: профессором М.И. Сумгиным, академиками В.А. Обручевым и П.И. Мельниковым. Так, основоположник мерзлотоведения М.И. Сумгин оставил своим последователям классические образцы изданий научно-популярного жанра, по которым воспитывалось не одно поколение мерзлотоведов. Известный геолог и мерзлотовед В.А. Обручев, который с 1939 по 1956 гг. возглавлял московский Институт мерзлотоведения АН СССР, являлся не только выдающимся учёным и организатором науки, но и автором таких научно-фантастических романов, как «Земля Санникова», «Плутония», переведённых на многие языки мира. Основатель и первый директор Института мерзлотоведения СО АН СССР и РАН П.И. Мельников был автором научно-популярных книг, писал стихи, дружил с К.М. Симоновым, В.В. Ажаевым и другими поэтами и писателями, долгое время возглавлял Якутскую региональную организацию общества «Знание».

Сегодня эти традиции, несмотря на тяжёлое для отечественной науки время, с трудом, но сохраняются. Так, в 2010 г. академический хор института отметил своё 35-летие. За этот период он стал лауреатом многих всероссийских, республиканских и городских конкурсов хоровой песни, дважды удостаивался звания «народный хор», а главное – полюбился многим слушателям. С 1997 г. институт выпускает научно-биографическую серию «Учёные-мерзлотоведы»; подготовлено и опубликовано уже более 20 брошюр, посвящённых сотрудникам, внёсшим значительный вклад в геокриологическую науку. С 2001 г. институт издаёт научно-популярный журнал «Наука и техника в Якутии», который получил признание широкой общественности.

В данную книгу, учитывая её юбилейный характер, включены художественные, научно–художественные и научно-исторические произведения сотрудников института как ныне работающих в нём, так и покинувших его по разным причинам, а также тех, кто уже ушёл из жизни. Объединяет представленные материалы одно – стремление авторов словом и образом выразить своё отношение к увиденному и испытанному, к гео­криологической науке и родному институту, к природе и окружающему миру, к духовной красоте человека.

Надеюсь, что книга с интересом будет воспринята читателями, поскольку написана она искренне. А ведь слова, идущие от сердца и души, всегда были и будут нужны людям.


Первая страница (c) 2001


Яндекс.Метрика