ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНОГО КОМПЛЕКСА ЯКУТИИ
В. В. Шепелёв






Транспортный комплекс – это своеобразная кровеносная система в социально-экономическом организме любой страны. От того, насколько развита и жизнеспособна эта система, зависят экономическая мощь государства, степень его интеграции в мировую экономику и культуру, уровень благосостояния людей.

В развитии социально-экономической инфраструктуры нашей страны, с ее огромными пространствами, совершенствование транспортной системы имеет первостепенное значение. Это неоднократно подчеркивалось в программных документах и заявлениях правительства и Президента РФ, в которых обозначены главные принципы государственной политики в сфере развития транспортного комплекса страны, включающего железнодорожный, автомобильный, трубопроводный, речной, морской и воздушный виды транспорта.

Большое значение имеет развитие транспортной системы в азиатских регионах России, что вполне объяснимо. Огромные природные ресурсы этой части территории страны являются в настоящее время по существу изолированными от общероссийского и мирового рынка из-за слабо развитой транспортной инфраструктуры. Вместе с тем, суровые климатические условия и вечная мерзлота в азиатской части страны, прежде всего на территории РС(Я), требуют особого подхода к реализации государственных решений по развитию транспортного комплекса и единой транспортной системы в России.

Эта большая преамбула сделана мною для того, чтобы подчеркнуть исключительную актуальность проведенной в г. Якутске 3 – 4 апреля 2003 г. научно-практической конференции «Проектирование и строительство транспортных объектов в условиях Республики Саха (Якутия)». Организаторы конференции – правительство РС(Я), Министерство транспорта, связи и информации РС(Я), корпорация «Трансстрой» (г. Москва) и Академия транспорта РФ. В работе конференции приняло участие около 170 ученых и специалистов, представляющих научные, проектные и производственные организации и фирмы не только Москвы и Якутска, но и Санкт-Петербурга, Новосибирска, Хабаровска, Тынды, а также других городов страны.

Конференция явилась одним из важных этапов реализации соглашения 2002 г. между Президентом РС(Я) В.А. Штыровым и президентом Российской корпорации «Трансстрой» В.А. Брежневым. Соглашение предусматривает проведение совместных мероприятий, направленных на совершенствование строительного производства, внедрение новых технологий в транспортное строительство на территории республики, объединение усилий научного и инженерного потенциала в решении транспортных проблем в сложных природно-климатических условиях Якутии.

Пленарные заседания конференции проходили в прекрасно оборудованном актовом зале Ленского объединенного речного пароходства. Программа работы первого пленарного заседания была очень насыщенной. После приветственных выступлений заместителя председателя правительства РС(Я) А.Н. Алексеева и председателя оргкомитета конференции министра транспорта, связи и информации РС(Я) В.М. Членова было представлено 18 обстоятельных докладов. Посвящены они были различным проблемам строительства и эксплуатации автомобильного, железнодорожного, трубопроводного и речного транспорта в условиях Якутии, общим принципам и методам совершенствования транспортной инфраструктуры республики. Так, директор Межведомственного центра интегрированных регионально-транспортных объектов В.Н. Разбегин (г. Москва) охарактеризовал в своем докладе общую концепцию развития транспортного комплекса Якутии, подчеркнув определяющую роль нашей республики в формировании внутрироссийских и внешнеэкономических связей. Директор научно-исследовательского центра «Мосты» А.С. Платонов (г. Москва) подробно рассказал о новых конструкторско-технологических решениях в строительстве железнодорожных и автодорожных мостов в северных условиях. Председатель Якутского науч-ного центра СО РАН академик В.П. Ларионов ознакомил участников конференции с новейшими разработками якутских ученых в области повышения надежности и устойчивости металлических конструкций мостов и транспортной техники, эксплуатируемых в суровых климатических условиях республики.

Большой интерес вызвал доклад генерального директора объединения «Проекттрансстрой» В.А. Позина (г. Москва) о технико-экономическом обосновании завершения строительства железнодорожной линии Беркакит – Томмот – Якутск, протяженностью 805 км. По его мнению, ввод в эксплуатацию этой дороги по всей линии, по значимости сопоставим со строительством Транссиба. Как отметил В.А. Позин, железную дорогу предпочтительней вести не до пос. Нижний Бестях, а сразу до г. Якутска через мостовой переход.

В докладах заведующего кафедрой Сибирского государственного университета путей сообщения В.С. Воробьева (г. Новосибирск) и заместителя генерального директора «Инвестиционной группы «АЛРОСА» А.А. Кугаевского (г. Якутск) были затронуты различные аспекты применения логистики в транспортном комплексе Якутии. (Логистика – это наука о планировании, организации, нормировании, техническом и технологическом оснащении товарных потоков от производителя продукции до потребителя). Докладчики отметили, что в условиях Якутии постановка и решение логистических задач приобретают в настоящее время особую актуальность и значимость.

Проблемы развития речного транспорта в республике были затронуты в выступлениях генерального директора Ленского объединенного речного пароходства Е.Л. Чистякова (г. Якутск) и генерального директора объединения «Сибречпорт» Е.Н. Сусликова (г. Новосибирск). Отдельные доклады на первом пленарном заседании конференции были посвящены особенностям проектирования и строительства трубопроводного транспорта, экологическим и геокриологическим вопросам строительства и эксплуатации линейных сооружений в условиях Якутии, проблемам сейсмичности и сейсмостойкости транспортных объектов республики.

Программы секционных заседаний конференции были не менее напряженными. Заседания проходили по трем секциям.

1. Общие вопросы транспортного обеспечения Республики Саха (Якутия). Руководители: зам. председателя Президиума ЯНЦ СО РАН академик АН РС(Я) А.М. Ишков (г. Якутск) и директор Межведомственного центра интегрированных регионально-транспортных объектов В.Н. Разбегин (г. Москва).

2. Проблемы проектирования, строительства, инженерно-экологические и эксплуатации транспортных объектов Республики Саха (Якутия). Руководители: зам. директора по науке Института мерзлотоведения СО РАН В.В. Шепелёв (г. Якутск) и зам. директора по науке Центрального научно-исследовательского института строительства А.А. Цернант (г. Москва).

3. Критерии, современные методы и средства оценки проектирования, строительства и эксплуатации железнодорожного, автомобильного, речного и трубопроводного транспорта и мостов. Руководители: зам. директора по науке Института физико-технических проблем Севера СО РАН А.В. Степанов (г. Якутск) и зам. директора по науке ЦНИИС А.С. Платонов (г. Москва).

Секционные доклады носили конкретный характер и касались разрешения различных «болевых точек» транспортного строительства в условиях Якутии. Особый интерес, например на второй секции, вызвали сообщения об эффективности использования теплоизолирующих плит «Пеноплэкс» из экструзивного пенополистирола, объемных пластиковых георешеток «Прудон–494», геотекстильных материалов «Полифелт», битумно-полимерных мастик и других новейших отечественных и зарубежных технических разработок для дорожного строительства.

Всего на секционных заседаниях конференции было заслушано около 60 докладов и проведено их обсуждение.

На заключительном пленарном заседании после отчетов руководителей секций о проделанной работе был принят предложенный оргкомитетом проект решения конференции. Особо следует подчеркнуть следующие рекомендации конференции.

1. Считать главной задачей в области развития единой транспортной сети Республики Саха (Якутия) завершение строительства железнодорожной линии Берка-кит – Томмот – Якутск.

2. Оказать всемерное содействие объединению «Эльгауголь» в подготовке совместного инвестиционного проекта освоения Эльгинского угольного месторождения и строительства железной дороги Эльга – Улак.

3. Разработать программу реконструкции существующих автодорог республики и доведения имеющихся зимников до уровня дорог общего использования V и более высоких категорий.

4. С учетом специфики природных и социально-экономических условий РС(Я) приступить к опережающей разработке системы нормативно-правового, научно-технического и методического обеспечения проектирования, строительства и эксплуатации транспортных объектов.

5. С целью обеспечения эффективного управления материальными, финансовыми, информационными потоками на строительстве Амуро-Якутской магистрали создать в г. Якутске транспортно-строительный логистический центр с последующей его реорганизацией после завершения строительства магистрали в транспортно-эксплуатационный.

6. Провести исследования и разработать конструкции дорожных одежд, обеспечивающих надежность и долговечность эксплуатации в условиях Севера и вечной мерзлоты за счет применения битумов, работающих при низких температурах, и асфальтобетона на их основе.

7. Обеспечить экологическую безопасность территорий при строительстве и эксплуатации транспортных объектов в условиях вечной мерзлоты. Для регулирования физико-механических свойств и напряженно-деформированного состояния грунтовых массивов широко применять теплоизоляционные материалы типа «Пеноплэкс», системы и устройства из геосинтетических материалов – геотекстили, плоские и объемные георешетки, габионы, обеспечивающие расширение области эффективного применения местных грунтов в конструкциях земляного полотна и повышение его долговечности и надежности.

Принято было также решение о публикации пленарных и секционных докладов, заслушанных на конференции, отдельным изданием.

В заключение необходимо отметить, что конференция была очень хорошо организована. К ее открытию опубликованы два сборника тезисов докладов. В первый сборник, изданный в Москве, вошли тезисы докладов участников конференции из Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска. Второй сборник, содержащий тезисы докладов в основном якутских ученых и инженеров, выпущен издательством Якутского научного центра СО РАН. Участникам конференции была предложена продуманная культурная программа, включающая посещение Алмазного фонда РС(Я), Института мерзлотоведения СО РАН, музея геологии Якутского научного центра СО РАН, Якутского госуниверситета, экскурсию на ледовую автомобильную переправу через р. Лену.


Первая страница (c) 2001


Яндекс.Метрика