О ПРОБЛЕМАХ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
В. В. Шепелёв






В конце августа 2004 г. Якутию посетил министр образования и науки РФ Андрей Александрович Фурсенко. Основной целью его визита являлось ознакомление с состоянием дел и проблемами развития в образовательной и научной сферах нашей республики. За период своего краткосрочного визита федеральный министр успел многое. Он встретился с руководством РС(Я), принял участие в республиканском совещании работников образования, ознакомился с научными направлениями некоторых академических институтов, побывал в школах Верхневилюйского улуса, провел пресс-конференцию об итогах своего визита.

На встрече А.А. Фурсенко с Президентом республики В.А. Штыровым, председателем и членами Правительства РС(Я) рассматривались вопросы профильного обучения школьников, внедрения многоуровневой системы профессионального образования, реструктуризации сети сельских образовательных учреждений, инновационной политики, создания в республике Центра трансферта технологий и малых инновационных предприятий. Эти и многие другие вопросы, которые обсуждались в ходе встречи, позволили прояснить общую ситуацию по реализации существующего соглашения, подписанного ранее между руководством республики и Министерством образования и науки РФ.

На традиционном августовском республиканском совещании работников образования А.А. Фурсенко выступил с обстоятельным докладом, в котором не только охарактеризовал состояние дел в образовательной сфере, но и изложил свое видение путей реформирования в этой очень значимой для развития страны области. Особое внимание в своем выступлении он обратил на проблемы развития высшего образования. «Наше вузовское образование, – подчеркнул А.А. Фурсенко, – имеет свои «плюсы» и «минусы». Положительным является то, что мы хорошо обучаем студентов фундаментальным наукам, благодаря чему наше высшее образование пока считается лучшим. Однако сегодня в мире происходят мощные интеграционные процессы в образовательной сфере. Если мы не будем поспевать за ними, то можем сильно отстать. Особенностью образования сегодня является его непрерывность. Учиться надо всегда. Жизнь заставляет это делать». Касаясь вопроса контроля над деятельностью высших учебных заведений со стороны Министерства образования и науки РФ, А.А. Фурсенко отметил, что все образовательные институты будут проверяться, причем особенно тенденциозно и скрупулезно – негосударственные вузы. «У многих таких вузов, – сказал он, – основной задачей является не профессиональное и качественное обучение студентов, а получение с них денег».

Очень интересно и неформально прошла встреча федерального министра с ведущими учеными и руководством институтов Якутского научного цент-ра СО РАН. Состоялась она в зале ученого совета Института мерзлотоведения СО РАН. Перед началом этой встречи А.А. Фурсенко вместе с Президентом РС(Я) В.А. Штыровым посетили уникальную подземную лабораторию этого института. Разговор о состоянии и проблемах академической науки в республике начался со вступительного слова председателя Президиума Якутского научного центра СО РАН А.Ф. Сафронова и кратких сообщений директоров некоторых институтов ЯНЦ СО РАН о научных направлениях, по которым работают ученые. Затем, по предложению А.А. Фурсенко, состоялся свободный обмен мнениями по актуальным вопросам развития академических исследований в региональных научных центрах. Весьма эмоциональным было выступление советника РАН Института мерзлотоведения СО РАН, члена-корреспондента РАН В.Т. Балобаева. Он отметил, что в нашей стране около 65% территории занимают многолетнемерзлые породы. Однако в настоящее время региональные мерзлотные исследования, например в Институте мерзлотоведения СО РАН, сведены практически к нулю из-за отсутствия финансовых средств. Раньше подобные исследования институт проводил, в основном, за счет хоздоговоров со строительными и горнодобывающими предприятиями. Они были заинтересованы в получении информации о мерзлотных условиях, без знания которых в то время не разрешалось начинать строительство объектов и отработку месторождений. Сегодня же таких жестких требований нет, поэтому строительные и горнодобывающие компании не хотят вкладывать свои средства в проведение мерзлотных исследований. Руководство этих компаний, как заявил В.Т. Балобаев, имеет психологию временщиков. Ведь строить на вечной мерзлоте, не зная её, нельзя!

Ответ А.А. Фурсенко на это выступление был не менее эмоциональным. «Это, – сказал он, – действительно, ненормальное явление. Разрушив советскую систему, мы отбросили все прежние государственные ограничения и требования. До понимания же того, что часть этих ограничений и требований была разумной и необходимой, мы, видимо, еще не дожили».

Доктор технических наук С.Н. Попов в своем выступлении коснулся вопроса о проведении научных конкурсов на федеральном уровне. Он отметил, что многие проекты, посылаемые из Якутии на подобные конкурсы, в большинстве случаев отклоняются. Происходит это не из-за слабой конкурентоспособности наших проектов, а потому, что их просто некому поддерживать, поскольку экспертами проводимых федеральных конкурсов являются в основном представители институтов из Москвы и Санкт-Петербурга.

Комментируя данное выступление, А.А. Фурсенко заметил, что такая проблема, действительно, существует. «Вам надо, – отметил он, – чаще ставить этот вопрос перед руководством Сибирского отделения РАН. Ведь раз созданы региональные научные центры, то их необходимо всячески поддерживать и развивать. В конкурсах, например, которые организует наше федеральное министерство, мы всегда стремимся учесть и даже усилить региональную составляющую. Делать это можно либо путем предоставления соответствующих квот регионам, либо путем справедливого формирования экспертных комиссий, с включением в их состав представителей из региональных научных центров».

В ходе обмена мнениями затрагивался также вопрос о важности популяризации научных исследований. Ведь задачей науки является не только производство новых знаний, но и доведение их до потребителя, то есть до широких слоев населения. Научно-популярные издания выполняют не только информационную функцию, но еще и интеграционную, инновационную, а самое главное – образовательно-воспитательную функции. К сожалению, количество научно-популярных изданий в постсоветское время резко сократилось. Сохранившиеся же периодические журналы стали недоступны многим людям, и особенно молодежи, из-за своей высокой стоимости.

Высказывая свою точку зрения по этому вопросу, А.А. Фурсенко подчеркнул, что издание интересных научно-популярных журналов, безусловно, необходимо. «Надо подумать, – сказал он, – как можно разрешить этот вопрос, поскольку все здесь упирается в финансовую сторону».

В дискуссии по этим и другим вопросам приняли участие присутствующие на встрече Президент РС(Я) В.А. Штыров и члены Правительства РС(Я). Как отметил в своем заключительном слове А.А. Фурсенко, состоявшийся обмен мнениями был полезен всем, поскольку позволил обозначить некоторые «болевые точки» в деятельности региональных научных центров и развитии науки в целом.

В конце своего пребывания в Якутии министр образования и науки РФ встретился с журналистами. Он подвел итоги своего визита и ответил на многочисленные вопросы. Завершил пресс-конференцию А.А. Фурсенко следующими словами: «Ваша республика является одним из немногих субъектов Российской Федерации, где очень большое внимание уделяется как образованию, так и науке. Многое из вашего опыта в развитии научно-образовательной сферы можно смело брать на вооружение другим регионам страны».

Фото Юрия Мурзина.


Первая страница (c) 2001


Яндекс.Метрика